Одаренные и талантливые дети. Советы психолога родителям

1347879444_odarennye-deti-vladivostoka-poluchat-nagrady-i-svidetelstvaКак определить одаренность ребенка? Как найти то занятие для ребенка, где наиболее полно раскроется его талант? 

Проявлением неординарных способностей, таланта  является увлеченность, использование оригинальных способов решения задач, получение очевидных ярких  достижений. Вот некоторые критерии, по которым можно выявить способности и талант ребенка уже в дошкольном возрасте.

Интеллектуальные способности:

— высокая восприимчивость к новой ситуации;

— устойчивое внимание к заданию;

— «беглость» мышления;

— наличие вопросов;

— нахождение противоречий;

— творческое адекватное решение задачи;

— интерес к логическим заданиям в целом и к заданиям повышенной сложности;

— стремление устанавливать причинно-следственные связи, находить ответ, даже ошибочный;

— собственная поисковая активность ребенка.


Изобразительные способности:118284_medium

— содержательность формы;

— законченность образа;

— выразительность рисунка;

— метафоричность изображения;

— наблюдательность, впечатлительность;

— поиск новых форм, средств изображения;

— использование плавных линий, разных способов раскрашивания;

— стремление использовать разнообразные изобразительные материалы.

Музыкальные, танцевальные способности:

— настроенность на музыку, импровизация движений;

— эмоциональное отражение в мимических движениях;

— гармоничные плавные движения;

— стремление в движении создать образ;

— характерность и законченность образа;

— стремление использовать дополнительные предметы в танце;

— создание оригинального образа.

В школьные годы показателем одаренности является инициатива ученика, желание углубленно изучать предмет, стремление к решению тех задач, которые имеют не один, а несколько правильных ответов. Ребенка не пугает ситуация неопределенности. Его талант может ярко проявиться в спортивных достижениях, музыке,  на уроках черчения, труда…

Одаренность или талант человека может быть как к различным областям деятельности, так и концентрироваться в какой-либо одной.  «Высокие способности — это тот плацдарм, на котором одаренность может базироваться, но только при условии терпеливого, внимательного и бережного отношения взрослых к проблеме развития способностей ребенка, к вопросу формирования его личности, его человечности» — пишет к.п.н. М.Е. Богоявленская.

Одаренный ребенок увлечен своим любимым  занятием, как правило, это не требует от него каких-то особых усилий, все происходит как бы  «само собой». Но человек живет в обществе, поэтому ему необходимо умение общаться с другими людьми, проявлять волевую регуляцию и в менее интересных для него областях деятельности.  А это систематический, порой, изнурительный труд.

Галина Прохорова